«СТУДИЯ 54»: Парни, музыка, наркотики
Studio 54 — легендарное нью-йоркское
заведение 70-х, место встреч всех звезд и модных персонажей, оазис
хмельного радостного секса, вечеринка без начала и конца.
Устроителем «праздника, который всегда с тобой» был Стив Рубелло, но
главным героем отличного фильма «Студия 54» стал не он, а красавчик
Шейн О`Ши, попавший из захолустной грязи в блистающий мир. Модная
«независимая» лента постановщика двух гейских короткометражек Марка
Кристофера вышла в России на видео.
«СТУДИЯ 54» / 54 Miramax/Redeemable
Features/Dollface/FilmColony, США, 1998 96
минут Режиссер — Марк Кристофер Исп. Райан
Филлипп, Салма Хайек, Села Уорд, Брекин Майер, Шерри Стрингфилд, Нив
Кэмпбелл, Майк Майерс Видеоправа – «West Video»
«54» — не претенциозная поколенческая глобалка, а
частная история девятнадцатилетнего Шейна О`Ши, паренька из Джерси —
хоть и рядом с NY, а дыра дырой — который благодаря своему античному
телу стал барменом в Studio 54. Ночи в стиле диско, безмятежно
веселые вечера, когда ни о каком СПИДе и слыхом не слыхивали, а
самой страшной хворью был банальный триппер, увидены глазами
юноши-гедониста. Интонация доверительная и вполне убедительная.
В версии Марка Кристофера пышные 70-е были
своеобразным нео-ренессансом, на смену которому пришло скучное рейгановское
десятилетие. В 70-е жизнь простиралась как «бесконечный сон в
экстазе», а на деле оказалась скоротечной и не всегда веселой.
Нетрезвых и счастливых людей в кричащих нарядах сменили унылые
налоговые инспекторы в дешевых костюмах. Последние иллюзии
развеялись, неизбежное похмелье наступило.
Дело не только в наступлении экономического
консерватизма (кстати, годы президенства Рейгана названы
оппозиционерами «декадой алчности и обмана»). В конце концов,
встретиться с Грэйс Келли, в честь которой были названы сестры
молодого Шейна, герою помешала не налоговая облава, а смерть от
передоза старой party-королевы по прозвищу Диско Дотти, аналога
нашей одиозной геронт-звезды Пани Брони. «Диско, это диско» — время
наивной юности, прерывающееся неизбежным взрослением. (намного
показательнее «Пляжа» убеждающего в тривиальной истине — земной рай
недостижим).
«Студия 54» хороша отменным актерским составом.
«Свежая голливудская плоть», Райан Филлипп («Жестокие намерения»)
предоставил фильму идеальное тело — символ эпохи бесконечных
наслаждений, образец самодостаточной и ускользающей красоты. У
Бертолуччи в такой роли выступала Лив Тайлер, а у Кристофера —
Филлипп не cтолько из-за различия половых ориентаций; эпоха
Возрождения, помнится, отличалось (би)сексуальной раскованностью.
Майк Майерс на время снял маску придурковатого Остина Пауэрса, и
Стив Рубелл в его интерпретации стал фигурой подлинно трагической.
Свои самые драматичные роли сыграли Салма Хэйек («Догма») и Нив
Кэмпбелл («Крик»). Впервые оказался заметен Брекин Майер, мелькавший
в «Go» и «Побеге из Лос-Анджелеса».
P.S. Интимное
Что нам до Studio? Ранние годы автора этого
текста пришлись на конец 70-х — начало 80-х, т.е. время расцвета диско в
СССР. Ежемесячные «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» по второй
программе Центрального Телевидения, журнал «Кругозор» с гибкими
нежно-голубыми грампластинками, заявление Бобби Фаррелла, что «Бони
М» будет существовать вечно, километровые очереди на фильм Лассе
Хальстрема «Абба»... Фильм «Ночи в стиле буги» трудно не любить хотя
бы из-за открывающей его песни «Sunny», а Марк Кристофер порадовал
почти забытым треком «Fly Robin Fly» еще одного диско-кумира детских
лет «Silver Convention». Истертый винил Глории Гейнор «Пути любви»,
одухотворенные профили смуглых красавиц из «The Ritchie Family»,
танцы перед зеркалом в мамином парике с дезодорантом вместо
микрофона — последние дни диско, сто дней после детства.
СИНЕФАГИЯ
Современный американский кинематограф охвачен модой
на кинореконструкцию 70-х. «Ночи в стиле буги» Пола Томаса Андеросона
объяснились в любви искреннему порно и заработали три «оскаровских»
номинации; свою дань «belle epoque» отдали Уит Стиллмен, сделавший
фильм со знаковым названием «Последние дни диско», Тодд Хейнс,
воспевший фееричную эру глэм-рока в «Velvet Goldmine», и Спайк Ли,
чей гениальный эпос «Лето Сэма» практически закрыл тему.
Стоит запомнить имя Эллен Альбертини Доу, сыгравшей в
«Студии 54» роль Диско Дотти. 80-летняя дамочка тридцать лет
преподавала танцы, а сегодня время от времени играет яркие
эпизодические роли — это ее героиня читает рэп «Певце на свадьбе».
Вадим Рутковский, 30-10-2000
<<назад |